Надёжный ИТ бизнес-партнёр с 2003 года
Меню
triangle
triangle

Гражданская разработка: новый стратегический вектор бизнеса

low-code цифровизация no-code разработка ПО Navicon
Гражданская разработка: новый стратегический вектор бизнеса
Что, если бы бизнес-пользователи могли самостоятельно внедрять, настраивать и модифицировать ИТ-продукты, решающие их основные задачи? А ведь это не выдумки писателей-фантастов, а реалии сегодняшнего дня. На вопрос, станет ли 2022-й годом, когда «гражданские разработчики» возьмут на себя большую часть функций ИТ-департаментов, отвечает Роман Приходченко, руководитель направления Dynamics 365 & Power Platform Lead компании Navicon.

Концепция гражданской разработки подразумевает, что с помощью современных технических средств любой сотрудник компании, от маркетолога до финансового аналитика, может создавать и настраивать собственные бизнес-приложения с минимальным участием ИТ-специалистов и даже совсем без такового. Для этого используются платформы low-code или no-code, которые не требуют от пользователей особых знаний и навыков в области программирования. Создание приложений с помощью таких технологий чем-то напоминает конструктор: человек собирает необходимую функциональность из готовых составляющих.

В минувшем году рынок low-code, по оценкам аналитиков, увеличился на 23%. А уже к 2025-му до 70% новых бизнес-приложений будет разрабатываться с применением low-code- и no-code-технологий, считают в Gartner. С чем связана стремительно растущая популярность «гражданских» средств разработки?


Разработка разработке рознь


Спрос на инструменты цифровизации со стороны бизнеса быстро растет. В результате ИТ-отделы не справляются с нагрузкой, бюджеты на ИТ бесконтрольно увеличиваются, а квалифицированных ИТ-кадров катастрофически не хватает. Это приводит бизнес к мысли, что необходимо избавляться от «бутылочного горлышка» в виде ИТ-департамента в процессе масштабирования цифровых инициатив.

Low-code- и no-code-технологии дают компаниям:

  • возможность преодолеть кадровый дефицит в ИТ. Основной вызов на пути цифровой трансформации бизнеса — недостаток квалифицированных кадров. По оценкам аналитиков, в России уже сейчас не хватает от пятисот тысяч до миллиона ИТ-специалистов, и с каждым годом эта цифра растет. Ситуация усугубляется тем, что в условиях тотальной цифровизации бизнеса соискателей все чаще интересуют удаленные рабочие места, так что за талантливые кадры ИТ-компаниям приходится бороться буквально со всем миром. Для работы с low-code/no-code-платформами не требуется глубоких технических знаний и профессионального образования. Отбор сотрудников становится намного проще;
  • возможность вовремя и точно решать бизнес-задачи пользователей. Low-code — это быстрые и недорогие решения, которые позволяют бизнес-пользователям в считанные недели создавать простые рабочие приложения, нацеленные на точечные бизнес-задачи. К примеру, разрабатывать пользовательские сайты или запускать программных роботов для выполнения рутинных операций. А пока операционные задачи в сфере ИТ делегируются на уровень бизнес-единиц, ИТ-отдел может заниматься стратегическими вопросами в области цифровизации. В McKinsey подсчитали, что результаты цифровой трансформации в два раза выше, если сотрудники используют технологии low-code и no-code;



  • снижение затрат на разработку ПО. Средняя заработная плата ИТ-специалистов в России — 130 тысяч рублей. И чем больше разрыв между спросом рынка на ИТ-экспертов и реальной ситуацией на кадровом рынке, тем выше их зарплатные ожидания. Хотя «гражданская разработка» никогда не заменит полностью штат ИТ-специалистов, она все же позволяет экономить на его содержании. Кроме того, в сравнении с другими программными продуктами стоимость лицензий на low-code-платформы ниже. Внедрение и настройка таких продуктов обходится бизнесу в два-четыре раза дешевле.

Low-code в классической инфраструктуре


Классические инструменты автоматизации, такие как CRM, ERP, BPM и другие, сегодня тоже содержат возможность доработки без программирования. Пользователи могут легко и быстро расширять их функциональность, добавлять новые модули. Low-code-разработка не требует написания программного кода. Благодаря этому решения классов low-code и no-code могут сократить время создания и модернизации ИТ-продуктов на 90%, подсчитали аналитики из 451 research.

Microsoft и вовсе создала вокруг своих продуктов экосистему low-code. Линейка Microsoft Power Platform (Power BI, Power Apps, Power Automate и Power Virtual Agents) позволяет создавать мобильные приложения, порталы для сотрудников и контрагентов, которые дополняют классические учетные системы. Все продукты легко интегрируются друг с другом. Благодаря этому можно, к примеру, силами бизнес-пользователей в сжатые сроки встроить визуальные дашборды или инструменты роботизации в ERP-систему и ускорить работу сотрудников с ней.

Приведу лишь несколько сценариев применения low-code-инструментов:

  • автоматизация рутинных задач в сложных системах вроде CRM, BI и ERP, например процесса заполнения отчетов. Аналитики вынуждены ежемесячно выполнять большой объем ручных операций по внесению данных в Excel-файлы, заполнению форм отчетности, их закрытию, переносу информации в аналитические системы. Все это можно перепоручить одному программному роботу из экосистемы Microsoft, которого бизнес-пользователь может создать за считанные недели. Человек будет лишь контролировать процесс;
  • автоматизация работы HR-отдела. Скажем, разбор резюме на HeadHunter и отклик на вакансии отнимает у HR-специалистов много рабочего времени, особенно если набираются работники на массовые позиции вроде механиков или специалистов склада. Программные роботы Microsoft способны взять на себя задачу первичного отбора кандидатов;
  • автоматизация работы полевых сотрудников.

Полевым сотрудникам важно с мобильных устройств в режиме онлайн загружать в бизнес-приложения фотографии, получать подписи клиентов, вносить данные. В low-code-экосистеме можно разрабатывать мобильные корпоративные приложения с удобным интерфейсом и возможностью работы из любой точки мира.


С чего начинать внедрение low-code в компании


По нашему опыту есть два основных сценария реализации low-code-проектов в компаниях. В первом из них инициатива исходит от технологического партнера — поставщика или интегратора. В ходе проекта команда заказчика приобщается к продукту, перенимает знания, проходит обучение. Со временем в компании появляется центр компетенций, который поддерживает «гражданских разработчиков» и позволяет централизованно управлять созданием low-code-приложений.

Второй сценарий подразумевает, что в бизнесе уже есть заинтересованные в low-code-автоматизации сотрудники — мы называем их амбассадорами. Это люди, которые узнали о «гражданской разработке», осознали ее преимущества и начали популяризацию концепции low-code в своей команде. Инициаторами в этом случае могут быть как ИТ-специалисты, так и топ-менеджеры компании.

От того, какой именно сценарий реализуется в конкретном бизнесе, зависят первые шаги в сторону low-code-разработки. Так, если в одной компании нужно первым делом подобрать правильную платформу low-code, то в другой — обучить команду сотрудников, чтобы предотвратить их противодействие автоматизации и срыв проектов. В любом случае есть два важных этапа цифровизации, которые точно нельзя пропустить.

  1. Пилотный проект. «Пилот» помогает решить сразу несколько задач: протестировать функциональность и понять, как ее дорабатывать; оценить первые результаты проекта и проанализировать, стоит ли масштабировать продукт и каким образом; продемонстрировать эффективность руководству и заручиться его поддержкой;
  2. Обучение сотрудников. Сотрудники должны как минимум представлять себе, куда нажимать, чтобы появился экран с задачами, и как менять функциональные блоки, то есть иметь базовые знания о принципах работы low-code-платформы. Кроме того, важно на элементарном уровне понимать, как выглядит ИТ-инфраструктура в компании, какие именно данные и каким образом следует добавлять в программу. К примеру, сведения о клиентах можно взять и из CRM, и из ERP. Пользователь должен фильтровать необходимую информацию.

Программы обучения позволяют не только ускорить цифровые инициативы в компании, но и предотвратить возможное недовольство автоматизацией и страх потери рабочих мест среди сотрудников.


«Гражданская разработка» как стратегический вектор для бизнеса и ИТ-отдела


Даже самые стойкие консерваторы в отношении технологий: промышленные гиганты и государственные организации — начинают переходить на платформы low-code и no-code, а «гражданская разработка» повсеместно становится корпоративной стратегией. По результатам исследования Gartner, 41% компаний уже запустили инициативы по развитию «гражданской разработки». А 20% из тех, кто еще не успел этого сделать, планируют начать использование инструментов low-code и no-code в ближайшее время.

Конечно, у разработки без кодирования есть свои ограничения: к примеру, усложнение low-code-продуктов без привлечения ИТ-специалистов возможно лишь до определенного уровня. Как и у любого конструктора, набор функциональных модулей в них ограничен. Но все же это самый простой способ стимулировать цифровые изменения в бизнесе.

Автор Роман Приходченко Dynamics 365 & Power Platform Team Lead в Navicon